Кибернетическая (без)опасность: ситуация в станах Балтии

Идея открытого и образованного общества знаний стала одной из важнейших целей большинства стран мира и международных организаций. Не исключение и Евросоюз, а также входящая в его состав Литва. Национальные программы развития общества знаний есть у всех государств ЕС, а на союзном уровне вопрос регламентируется Лиссабонской стратегией и практическим планом действий под названием eEuropе.

В Литве «Национальная концепция развития общества знаний» и подготовленный на её основе «Стратегический план развития общества знаний в Литве» правительство страны утвердило ещё в 2001 г., а в 2005 г. увидела свет «Стратегия развития общества знаний в Литве». В этих документах говорится о том, что одним из важнейших путей к достижению намеченной цели являются информационные технологии и более широкое их использование гражданами страны. Однако перенос многих аспектов каждодневной жизни в виртуальное пространство поднимает вопрос о его безопасности, отсутствие которой может нанести непоправимый ущерб.

29 июня 2011 г. правительство Литвы утвердило «Национальную программу развития безопасности электронной информации (кибернетической безопасности) на 2011-2019 гг.». В данной области литовцы отстают от эстонцев, которые приняли аналогичную стратегию ещё в 2008 г. (т.е. спустя год после кибернетической атаки на сайты своих госучреждений, бизнес структур, политических партий, а также отдельных банков и компаний, предоставляющих интернет услуги). В Латвии правовая регламентация кибернетической безопасности менее развита: этой проблеме посвящён принятый в 2011 г. «Закон о безопасности информационных технологий», а специальной программы в данной сфере нет.

Как известно, в Эстонии создан Центр кибернетической безопасности НАТО. Это важный шаг, доказывающий то, что вопрос кибернетической обороноспособности вышел за рамки национальных границ. Наличие понимания того, что защита от кибернетической преступности или политически мотивированных хакерских атак требует объединения усилий и обмена информацией, не может не радовать.

Однако такого рода сотрудничество наладить непросто: необходимо согласовать меры противодействия возникающим угрозам; создать центры, которые бы накапливали и анализировали поступающую из разных стран информацию и т.д. Сегодня объём преступных доходов в кибернетическом пространстве уже превышает прибыль от торговли наркотиками, а частота, сложность и ущерб от кибернетических атак только увеличиваются. Это доказывает история 2009 г. с сетевым червём «Conficker», целью агрессии которого стал «MicrosoftWindows»; операция «Aurora» (атаки на «Google» из Китая в 2009 г.); поразивший ядерные объекты Ирана вирус «Stuxnet» и т.д.

Как на этом фоне выглядит Литва? К сожалению, не блистательно. Хотя была принята вышеупомянутая «Национальная программа развития безопасности электронной информации (кибернетической безопасности) на 2011-2019 гг.», из-за экономических трудностей на её реализацию выделяется недостаточно средств. Также пока не удаётся досконально выяснить, в каком состоянии находятся информационные системы госорганов, что осложняет анализ угроз и поиск способов их преодоления. В качестве ближайшей даты завершения проверочных работ называется 2013 г., но сомнительно, что они будут завершены в срок.

Однако это не единственная литовская беда: в стране нет единой системы безопасности электронной информации, недостаточно эффективно сотрудничают частный и государственный сектор, несовершенно правовое регулирование в данной области и т.д. Утешает лишь серьёзный взгляд на виртуальную угрозу как таковую, и то, что в 2015 г. в рамках программы кибернетической безопасности на защиту информационных систем будет выделено 10%, а в 2019 г. – 15% средств от общего объёма финансирования, выделенного на их развитие.

В то же время тенденция увеличения финансирования совпадает с тенденцией роста инцидентов информационного характера. По данным CERT-LT, в 2011 г. в Литве было проведено расследование по 21,8 тыс. сообщений о происшествиях в электронном пространстве (почти в два раза больше, чем в 2010 г.). При этом актуальность кибернетической безопасности растёт и в контексте реализуемых Литвой долгосрочных стратегических проектов.

Не секрет, что шаги страны по укреплению своей энергетической безопасности не радуют Россию. В этой связи возникает вопрос: может ли Москва решиться на кибернетическую атаку? Если вспомнить о том, что в 2008 г. «неизвестные» взломщики разукрасили несколько десятков литовских сайтов советскими символами, ответ очевиден. Российские кибернетические силы на сегодняшний день являются одними из сильнейших в мире: по данным ресурса deftools.com, в их состав входит 7,3 тыс. человек с годовым бюджетом в размере 127 млн. долларов США. С таким ресурсом вряд ли Россия думает только о внутренней кибернетической безопасности.

http://geopolitika.lt/?artc=5538

 

About vaivasapetkaite

Tai tam tikras asmeninis (tačiau viešai prieinamas) publikacijų archyvas. Bus džiugu, jeigu mano straipsniai dar kam nors pasirodys naudingi :)

Posted on rugpjūčio 6, 2012, in Статьи and tagged , , , . Bookmark the permalink. Parašykite komentarą.

Parašykite komentarą

Įveskite savo duomenis žemiau arba prisijunkite per socialinį tinklą:

WordPress.com Logo

Jūs komentuojate naudodamiesi savo WordPress.com paskyra. Atsijungti / Keisti )

Twitter picture

Jūs komentuojate naudodamiesi savo Twitter paskyra. Atsijungti / Keisti )

Facebook photo

Jūs komentuojate naudodamiesi savo Facebook paskyra. Atsijungti / Keisti )

Google+ photo

Jūs komentuojate naudodamiesi savo Google+ paskyra. Atsijungti / Keisti )

Connecting to %s

%d bloggers like this: